спектакль «Времена года» Вивальди Львов 2025-12-06 19:00 Lviv Concert House | Львовский органный зал
«Времена года» Антонио Вивальди во Львове
Львовский органный зал
Музыкальный цикл «Времена года» — произведение, которое узнают из первых тактов даже те, кто редко посещает концерты. Но услышать эту музыку в диалоге скрипки и органа — совсем другой опыт. Львовский органный зал приглашает в путешествие, где смена сезонов происходит не только в воображении: скрипка вырисовывает тончайшие линии, а орган разворачивает пространство и придает каждому виду масштабности, от мерцания весенних ручьев до величественных грозовых валов.
В сердце зала — исторический концертный орган Rieger-Kloss. Почти пять тысяч труб, 60 регистров и три мануала открывают огромную палитру тембров. Он может быть камерным и прозрачным, когда звучат «флейтовые» регистры, или полнокровным и мощным, когда включаются язычковые ряды. Этот инструмент легко передает и шелковистое «пиано», и монументальное «фортимимо», поэтому иногда создается ощущение, что перед вами целый оркестр — и все это в одном инструменте.
Музыка Вивальди эмоциональна и образна. Цикл состоит из четырех концертов — «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» — и каждый имеет три части с собственной драматургией. В «Весне» слышны птичьи переклички и оживление природы; «Лето» берет в плен зноем и разражается бурей, которая стремительно накатывается в финале; «Осень» играет красками урожая, танцевальным шагом ведет от праздника к покою; «Зима» приносит хрустальную прохладу, скрип снега и тихое тепло дома в средней части. Известно, что до каждого концерта композитор оставил подсказки — их строки легко представить, когда орган «рисует» ветер, а скрипка взлетает «птичьим» трелем.
Совмещение скрипки с органом добавляет сюжету новых красок. Скрипка — это живое дыхание и мгновенная реакция, нередко даже импульсный жест. Орган — фундамент и пространство, в котором эти жесты приобретают объем. Когда скрипка проводит главную тему, орган может вышивать фоном легкие облака из стринг-регистровых. звучаний; когда же в «Лите» назревает гроза, орган формирует грозный бас и создает эффект "мерцания молний". с помощью быстрых смещений регистров. В таком тандеме знакомая музыка раскрывается по-новому: будто смотришь на тот же вид с другой высоты.
Акустика Львовского органного зала усиливает впечатление. Каменные стены и высокое сводчатое пространство сохраняют прозрачность тембров, одновременно придавая звучанию длительное, но управляемое эхо. Поэтому здесь хорошо слышно как «дыхание» смычка на струне, да и сложные комбинации регистров, когда каждый обертон работает на замысел.
Как подготовиться к слушанию? Дайте себе несколько минут тишины перед началом — удобно уместитесь, выключите сообщение и позвольте вниманию «настроиться» на детали. Полезно мысленно представлять смену кадров: капли дождя, ход жатвы, трескучий мороз. Так музыкальная история становится более ощутимой, а каждый переход — более понятным.
«Времена года» в интерпретации для скрипки и органа — это не просто встреча с хитом барочной музыки. Это возможность увидеть, как звучание может быть и камерным, и монументальным, как два исполнителя создают целый мир без участия оркестра. Приглашаем окунуться в атмосферу Львовского органного зала и пережить четыре времени года за один вечер — ярко, эмоционально, с эффектом послевкусия, который держится еще долго после последней ноты.

































































