спектакль Каменный хозяин Львов 2026-01-29 18:00 Национальный драматический театр имени Марии Заньковецкой
- Автор:Леся Украинка
- Режиссер-постановщик: заслуженный деятель искусств Украины Сергей Маслобойщиков
- Художник - постановщик: заслуженный деятель искусств Украины Сергей Маслобойщиков
- Художница из костюмов:Даниила Колот
- Художник по свету:Руслан Березовый
- Хормейстер: Оксана Явдошин
- Балетмейстер: Алексей Бусько
- Ассистент режиссера: Юрий Радионов
- Помощники режиссера: Вячеслав Жуков, Татьяна Когут, Роксолана Гоменюк
«Каменный хозяин» во Львове на сцене театра имени Марии Заньковецкой — это именно тот случай, когда легенда о дон Жуане звучит не как старая басня о сердцееде, а как острый, взрослый разговор о свободе, власти, искушениях и цене выбора. Здесь дон Жуан — не просто соблазнитель с красивыми словами. За ним тянется шлейф историй, от которых мороз по коже: кто-то из-за него покинул лагерь, кто-то отравил брата и ушел в монастырь, кто-то отрекся от веры и не выдержал собственной трагедии, кто-то из «святейших» вдруг оказался в отнюдь не святой реальности, а там, где речь шла о похищении — пролилась кровь. И все это донна Анна слышит в день их неожиданного знакомства. Слышит — и не отворачивается. Напротив: ее заинтересовывает этот опасный «обладатель женских сердец», которого одни проклинают, а другие оправдывают.
Но самое интересное начинается именно тогда, когда становится понятно: Анна — не из тех, кого легко поразить одной харизмой. Для дон Жуана она становится вызовом, в котором он, кажется, давно нуждался. Не трофеем и не очередной победой, а уровнем — женщиной с острым умом, внутренней смелостью и характером, который не гнется от чужой воли. И тут возникает вопрос, от которого никуда не деться: действительно ли дон Жуан — «рыцарь воли», свободный ветер, не признающий законов? А если да — есть ли у него зеркало, способное отразить эту волю без страха и восторга?
Встреча дон Жуана и донны Анны происходит в момент, когда сердце Анны уже подточено другим соблазном — не романтичной, а очень земной и ядовито-сладкой: добраться властному верху, подняться выше, получить сопротивление, статус, влияние. Именно тогда появляется Командор — степенный, сильный, понятный в своих правилах. Он протягивает руку — и Анна следует за этой рукой. Вместе они могли бы обратить горы: с виду — союз крепкий, логичный, правильный. Но в этом союзе заложена ловушка: каминные предписания, холодные нормы, жизнь по правилам, которые якобы гарантируют порядок, но легко превращают людей в заложников.
Именно здесь «Каменный хозяин» Леси Украинки раскрывается по полной. Это текст уровня мировых шедевров о мифическом любовнике — но в украинском ключе, с невероятной психологической точностью. Леся не просто пересказывает легенду. Она ставит героев в ситуацию, где красивые слова уже не спасают, а романтические позы быстро исчезают, оставляя голую правду: чего ты действительно хочешь? свободы? власти? любви? или, возможно, ощущение, что ты управляешь чужими судьбами — и это дает тебе силу?
Эта история звучит как ответ всем, кто «ищет». Ибо ищешь — найдешь. Кому откроется вера, кому — правда, кому-то — собственное слово. А кому-то, напротив, откроется длинная цепь соблазнов, где каждая последующая кажется красивее предыдущей, как дорогие одеяния, прикрывающие пустоту или страх. Прелести мира манят страстных героев — и никто за них не пройдет маршрут до конца. Куда ведет путь — покажет только их выбор.
И, пожалуй, самое важное в этой истории — не «кто кого победил», способны ли герои сохранить достоинство и не потерять собственную правду. Ибо свобода без ответственности легко становится разрушением, а власть без любви — камнем, который жмет. «Каменный хозяин» в театре Заньковецкой — это возможность посмотреть на известную легенду без романтической дымки и увидеть в ней то, что болит и сегодня: как мы выбираем, чем платим за амбиции, и что у нас остается, когда соблазн наконец получает то, чего хотел.
Если коротко, кому может особенно зайти эта постановка:
тем, кто любит сильную драматургию и психологические дуэли;
тем, кому интересны классические тексты, которые звучат современно;
тем, кто хочет не «легкого вечера», а спектакля, после которого есть о чем думать по дороге домой.
Это спектакль с характером. Она не заиграет со зрителем — она ведет его сквозь страсть, гордость, соблазн и каминную холодность правил, чтобы в финале оставить самый честный вопрос: а что выберешь ты — и не потеряешь ли себя в этом выборе?


















































