спектакль Дочка Львов 2026-01-23 18:00 Национальный драматический театр имени Марии Заньковецкой
- Авторка:Тамара Ореха Зерня
- Режиссер-постановщик:Игорь Белиц
- Сценография и костюмы: Юлия Зауличная
- Пластика:Денис Григорук
- Музыкальное оформление:Олег Мишловский
- Помощники режиссера:Татьяна Когут, Константин Шелест
Донец
Как попасть на показ. Сцена Стрых расположена в мансардном помещении: вход — справа от главного входа театра (ул. Леси Украинки, 1). Добраться можно только по лестнице, лифта нет. Возрастное ограничение: 16+ (в спектакле звучит ненормативная лексика).
Лауреат VI Всеукраинского театрального фестиваля-премии «GRA» в номинации «За лучший спектакль-рефлексию на события российско-украинской войны», «Доця» создана по одноименному роману Тамары Ореха Зерня. Это история о моменте, когда мир раскололся пополам, а «потом» наступило внезапно — летом 2014-го.
Рассказ ведет героиня-нараторша, которую мы называем Доця. Ее ранние воспоминания связаны с Донецком, но личность сформировалась в Ровенской области. Вернувшись в большой город после школы, она будто смотрит на Донбасс со стороны: любит и знает его, но в то же время чувствует "нетутешность". Когда начинается российская агрессия, город замирает — страх и неопределенность пронизывают быт. Оккупанты пытаются вытеснить из пространства все украинское: язык, символы, саму идею свободы. Но остаются те, кто не складывает руки.
Дочка не мечтала о роли героини. В других обстоятельствах она могла бы строить собственное дело, рисовать, влюбляться, планировать семью. И война отменяет «потом». Она и ее друзья становятся к невидимому фронту — волонтерят «по линии», собирают средства, перевозят нужное «нашим» сквозь блокпосты, прикрывают и спасают. Ее язык — откровенная и прямая; неприятие имперского произвола — не вне, а внутренний инстинкт. Вместе с единомышленниками она возвращает в быт «бабушкину украинскую», словно отпирает ржавые засовы памяти.
Выступление выстроено из эпизодов, слышимых и узнаваемых: избиение активистов на донецком Евромайдане, остановка автомобиля патрулем из-за патриотической наклейки, спасение четырнадцатилетней девушки из рук вооруженного конвоира. Эти сцены не ищут эффекта — они происходят так, как происходят в жизни, и потому болят сильнее. Большинство этих людей не будут иметь имен на памятниках, но их устойчивость — то, что держит сообщество в самый тёмный час.
По тональности «Доца» — не пафос и не хроника, а живой нерв показания. Роман, на котором держится спектакль, работает в рамках жанра faction — художественное переосмысление реальных событий и прототипов. Писательница Оксана Забужко справедливо замечает: иногда реальность настолько насыщена, что не нуждается в домыслах — и наша задача хотя бы успевать ее осмысливать. Театр здесь становится тем местом, где опыт упорядочивается в смыслы.
«Донец» — о героях рядом с нами; о людях, у которых вместо брони — достоинство, а вместо оружия — ответственность. Это представление о голосе, не звучащем с трибун, а звучащем на кухнях, в подъездах, в очередях и на блокпостах. О том спокойном, упрямом украинском «нет», который каждый раз выбирает свободу.
Приходите немного раньше времени: Стрых открывает особую близость между сценой и залом, а несколько минут тишины перед началом помогут собраться с мыслями. «Донец» держит за сердце не громкими эффектами, а правдой, с которой ты выходишь со сцены уже другим человеком — с ощущением, что твоя поддержка тоже имеет вес, а мертвые и нерожденные — на нашей стороне.

















































