спектакль Бридские явления Львов 2025-12-11 18:00 Национальный драматический театр имени Марии Заньковецкой
- Автор:Андрей Бондаренко
- Режиссер:Татьяна Губрий
- Сценография и костюмы: Богдан Полищук
- Пластика:Денис Григорук
- Ассистентка режиссера:Олеся Галканова-Лань
- Помощники режиссера: Вячеслав Жуков, Константин Шелест
Бридские явления
«Старосветская история с привидением» здесь имеет вполне ощутимый хребет реальности. Броды, 1920-е. После войны и потерь, когда городок еще привыкает к новым границам и новым языкам, в семье Демчинских происходит событие, о котором долго шепчутся на ярмарке и в костельном дворе. Их сын Василько, ушедший из жизни слишком рано, начинает подавать знаки. Сначала — осторожный стук из-под кровати, далее — клочки бумаги с кривыми детскими буквами и совсем земными просьбами: дайте, мол, немного сладенького.
У каждого из родных — своя нить в тот мир. Брат Стефко наконец-то имеет кому «официально» задать важный вопрос: можно ли взять роверы — потому что без позволения не годится. Отец Деодат записывает свежие остроты, уверен, что их по-настоящему оценит именно Василько. Сестра Маша спрашивает о женихах — кто, как ни родной брат, скажет без украшений. А мать Иосифа, сжимая в пальцах сливку, хочет знать только одно: хорошо ли ему там, не холодно ли, не одиноко ли.
Да этот рассказ — не о карикатурной «семейке привидений» и не о модных подростковых ужасах. Это теплая, по-галицки домашняя хроника: поливанный обеденный борщ, смех «не толком», подкрученные калачи на полотенце, мелкие кривотолки соседей и большая, не названная вслух пустота за столом. Именно эту обыденность, знакомую каждой семье, ныне особенно обозначает печать потерь — и так нужен хоть какой-то мостик через туман, чтобы выдержать изо дня в день. Для Демчинских таким мостиком становится Васильков стук и его «переписка». из дома, которого не видно.
Постановка деликатно совмещает смех и щем. На сцене слышно, как деревянный пол отвечает каждому шагу; на столе — трепещущая от сквозняка свеча; на стене — семейные фото, с которых взошло тепло. Режиссер позволяет себе иронию там, где она спасает, и молчание там, где слова только мешали бы. Музыка идет тонкой нитью — как старенький граммофон у соседей за стеной: немного хрипит, но согревает.
В Бродах до сих пор вспоминают Василька — не как страшилку, а как легенду о любви, не подлежащей календарям. Говорят, давно не появляется. А может, просто перестал стучать, потому что его наконец-то услышали? «Бридские явления» — спектакль не о том, как пугают мертвые, а о том, как живые учатся не бояться помнить. И о простой, упрямой вере в то, что наши не идут навсегда. Кто знает








































