спектакль Чума Львов 2026-01-27 18:00 Национальный драматический театр имени Марии Заньковецкой
- Авторки:Лена Лягушонкова, Екатерина Пенькова
- Режиссер:Вероника Литкевич
- Сценография и костюмы:Анна Шкрогаль
- Музыкальное оформление:Татьяна Когут
- Ассистентка режиссера:Олеся Галканова-Лань
- Помощники режиссера: Вячеслав Жуков, Татьяна Когут, Константин Шелест
Чума
Возрастное ограничение: 16+ (присутствует нецензурная лексика)
Мы предупреждаем честно, а дальше — как пойдет: эта история намеренно собрав вас с привычной тропы. Сцена переносит в грязноватый, расхристанный Лондон эпохи Реставрации — город, где по улицам ходит смерть, а жизнь, упрямая и неприлично громкая, упрямо не кажется. Таверна с красноречивым названием "Бородатая утка", деревянные своды, влажный воздух, скрип мандолины — именно здесь рождаются клятвы и проклятия, смех и поцелуи, истории большой любви на фоне великой чумы.
Наши герои — английский «народ обнищавший и красивый в своей беспомощности»: наивная, но прыткая Полли Пенни; морячок Джосеф Гейл с соленым ветром в груди; компания соискателей легкой наживы, пропавших повес, картежников и уставших от жизни проституток. Они ссорятся, мирятся, придумывают собственные правила и играют в них до последнего шанса — потому что иначе нет как.
Полли мечтает о бегстве. Не «обрастать» детьми в комнате с шикарными обоями «Версаль», не вытирать носы всем младшим, не тянуть воду, не стоять на рынке до обморока. Она хочет за океан — в загадочный Новый Свет, где, кажется, свобода пахнет иначе. Хотя догадывается: свобода всегда имеет ту же цену, просто упаковывают ее по-разному. В конце концов Полли проверит свои «естественные дарования» на практике и выяснит — чудес там не больше, чем здесь, зато иллюзии тают быстрее.
Папочка Джосефа, как и предки Полли, чувствуют себя вполне органично в том, что есть: изо дня в день. Трактирщик с могильником ведут долгий, почти философский спор — у кого «самая приличная» кнайпа района. А когда доходит до дела, берут взаймы боевого петуха — ибо надо как-то приумножить крошечное состояние. Дальше, конечно, все идет кувырком. И в этом — соль: маленькие планы в большие времена почти никогда не работают.
Несмотря на безнадежность, люди здесь — не плохие. Вдова Брикс по-тихому ухаживает за сиротами. Врач Богурдс честно говорит: лекарства от чумы нет. Ни лягушачьи шкурки, ни пластыри из птичьих внутренностей, ни компрессы из помета, ни стружка из изумруда не помогут. Лучший совет — «дистанция в одну лошадь», спокойствие, еда, немного веры и молитва. Поможет, как водится, Господь… и, возможно, староста прихода. На фоне такого «медицинского консилиума» любая ночь в «Бородатой утке» неизбежно превращается в карнавал — с песнями, грубыми остроумиями, танцами и попытками перекричать собственный страх.
По форме это почти мюзикл без блеска мюзикла: живые голоса, лихие инструменты, реплики-стрелы и черный юмор, спасающий там, где логика бессильна. «Лондон — это Европа», «Кромвель жив», «Лорд-мэр — коррупционер» — слетка лозунгов звучат как современные мемы, а на самом деле попадают в болезненные точки нашего настоящего. Потому что спектакль, при всем своем «английском», говорит украинским ощущением: мы узнаем собственные травмы, упрямство, способность смеяться посреди руины и договариваться о завтрашнем дне даже тогда, когда вчера было невозможным.
«Чума» — не об экзотике эпидемии. Это рассказ о выживании и достоинстве, о теле и бедности, о мечте, часто выглядящей как билет в один конец, и о любви, которая все равно умеет прорастать даже на грязи набережных. И так, в нем много неукрашенного языка — потому что иногда только ею и можно сказать правду.
Создано при поддержке Гранта Президента Украины для молодых деятелей в области культуры (2024) и при содействии Министерства культуры и стратегических коммуникаций. Пьеса родилась в рамках II Лаборатории драматургии Национального союза театральных деятелей Украины.
Если коротко: будет смешно и больно, стыдно и легко, грязно и поэтично. Придите — чтобы убедиться, как упорная жизнь торжествует там, где, казалось бы, осталась только тьма.



















































